Вопрос-ответ
Часто встречающиеся вопросы и ответы на них:
  • Орган тарифного регулирования просит дать разъяснения правовые основы определения экономически обоснованных величин фонда оплаты труда ресурсоснабжающих организаций (РСО)
  • Каков порядок обжалования решений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения?
  • Распространяются ли на Организацию ЖКХ или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в сфере ЖКХ и являющегося работодателем (далее совместно — Работодатель), положения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве
  • Вопросы дезинфекции общего имущества МКД (Обращение в адрес Губернатора Калининградской области)

  • Орган тарифного регулирования просит дать разъяснения правовые основы определения экономически обоснованных величин фонда оплаты труда ресурсоснабжающих организаций (РСО)

    Применение Федерального ОТС при определении расходов на персонал в целях государственного тарифного регулирования включает:

    1 этап. Установление факта направления мотивированного письменного отказа на обращение Министра труда и социальной защиты РФ от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835 (далее — Предложение Минтруда России) в Минтруд России в установленный срок, фактически до 19.03.2017 года.

    2 этап. Установление факта присутствия РСО в реестре участников отраслевой системы социального партнерства (далее — ОССП). Реестр размещен по адресу: оооржкк.рф

    Обращаем Ваше внимание, что данное обращение Министра было только в отношении Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ (далее — Федеральное ОТС), заключенного ОООР ЖКК и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016 года на период с 2017 по 2019 годы (зарегистрировано Ростудом 28.12.2016) и продлённого в соответствии с ТК РФ до 31.12.2022 года.

    При не представлении мотивированного письменного отказа Федеральное ОТС распространилось на РСО в части его обязанностей перед работниками, но в соответствии с разделом 10 Федерального ОТС у Общества в процессе ценообразования не возникло право предъявлять расходы на персонал в соответствии с нормами Федерального ОТС в связи с тем, что им не формализованы взаимоотношения с ОООР ЖКК. Такое право может возникнуть при формализации участия РСО в ОССП в виде членских отношений, либо на договорной основе.

    Как свидетельствует многочисленная правоприменительная и судебная практика, несмотря на неучастие работодателя в ОССП, трудовой коллектив или любой работник РСО имеет право потребовать исчисление заработной платы в соответствии с нормами Федерального ОТС, распространенного на РСО.

    С целью недопущения банкротства РСО по обстоятельствам, связанным с требованием работников производить оплату труда на основании норм Федерального ОТС не учтенных в тарифе, Органу регулирования, учитывая положения законодательства о тарифном регулировании целесообразно разъяснять РСО сферы ЖКХ необходимость их участия в ОССП для обеспечения законного права применения норм Федерального ОТС при государственном тарифном регулировании.

    Учитывая позицию Верховного суда РФ в отношении АО «Теплоэнерго» (г.Кемерово), изложенную в Апелляционном определении от 10 октября 2019 г. № 81-АПА19-20 следует, что «…Пунктом 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденного 8 декабря 2016 г., предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 февраля 2017 г. N 14-4/10/В-835, или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа…». При наличии в ЖКХ РФ второго Отраслевого тарифного соглашения, утвержденного со стороны работодателей ОООР «Союз коммунальных предприятий» ВС РФ в указанном Апелляционном определении заявил следующую позицию «…То обстоятельство, что общество представило в материалы судебного дела ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденное 16 марта 2017 г., не свидетельствует о невозможности применять в приоритетном порядке положения ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденного 8 декабря 2016 г…».

    Примечание ОООР ЖКК: ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденное 8 декабря 2016 г. — Федеральное ОТС.

    Что касается увеличения расходов на персонал и связанного с этим увеличения тарифов при применении Федерального ОТС, то учитывая решение Верховного суда Российской Федерации, изложенное в Апелляционном Определении от 21 февраля 2018 г. № 37-АПГ18-1, не допустимо ущемлять интересы хозяйствующих субъектов, тем более находящихся на не конкурентном рынке под предлогом того, что это повлечет недоступность услуг для потребителей, а объем экономически обоснованных расходов регулируемой Организации на персонал, сформированный в соответствии с Федеральным ОТС не может быть исключен из необходимой валовой выручки регулируемой Организации ЖКХ, так как это противоречит принципам обеспечения экономической обоснованности расходов, направляемых на оплату труда.


    Нравится0

    Каков порядок обжалования решений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения?
    Во внесудебном порядке можно обратиться в ФАС России по своему выбору с жалобой, а также с заявлением: об отмене решений органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123); с заявлением о досудебном рассмотрении спора (Правила рассмотрения досудебных споров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.20107 № 669); с заявлением о досудебном рассмотрении разногласий (Правила рассмотрения разногласий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208). Государственная пошлина за рассмотрение досудебных споров и разногласий оплачивается в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке и размере. Реквизиты для оплаты государственной пошлины опубликованы на официальном сайте ФАС России в сети «Интернет» по адресу: http://www.fas.gov.ru/contact-fas/details-for-payments-of-fees/details-for-payments-of-fees_31887.ht…. Также можно оспаривать действия (бездействие) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), нарушающие ваши права и законные интересы, в судебном порядке в рамках административного судопроизводства.
    Нравится0

    Распространяются ли на Организацию ЖКХ или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в сфере ЖКХ и являющегося работодателем (далее совместно — Работодатель), положения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве
    На основании статьи 48 ТК РФ в случае не представления мотивированного отказа (то есть содержащего основания невозможности присоединения к Федеральному ОТС и согласие представительного органа работников, определенно выражающее положительное решение по данному вопросу) на предложение Министра труда и социальной защиты РФ от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835 (далее — Предложение Минтруда России) в виде письменного отказа, направленного в Минтруд России в срок до 19.03.2017 года, Федеральное ОТС распространилось на данного Работодателя. В силу указанного распространения на основании статьи 24 ТК РФ у Работодателя возникли обязанности по исполнению Федерального ОТС в силу закона в полном объеме, включая взаимоотношения с работниками и официальные процедуры формализации правоотношений с ОООР ЖКК. Если Работодатель проигнорировал обязанности по оформлению правоотношений с ОООР ЖКК, в том или ином виде, у него не возникли права по применению норм Федерального ОТС в целях установления расходов на персонал в составе нерегулируемых цен в процессе их обоснования и установления, а также регулируемых тарифов в процессе государственного тарифного регулирования при сохранении обязанностей по исполнению норм Федерального ОТС в полном объеме, в том числе во взаимоотношениях с работниками и в части формализации правоотношений с ОООР ЖКК. По сути ответа схематично: у Работодателя возникли обязанности, если он официально мотивировано не отказался от предложения Минтруда России (данные обстоятельства подтверждаются многочисленными судебными решениями в пользу работников), но не возникло прав, так как им не соблюдены процедуры формализации правоотношений с объединением работодателей, являющейся стороной Федерального ОТС.
    Нравится0

    Вопросы дезинфекции общего имущества МКД (Обращение в адрес Губернатора Калининградской области)
    Губернатор Калининградской области может сослаться на п. 11 491-ПП РФ: в содержание входят санитарная уборка помещений МКД и прилегающей территории. Мол УО за это собственники уже заплатили. Такие разъяснения дают в большинстве субъектов Российской Федерации. Проблема кроется в том, что никто из чиновников не считал финансовое обеспечение тех требований, которые прописаны в НПА, и которые необходимо выполнить. Данная ситуация в Калининградской области просто очередной раз это подтвердила. А коммерческие риски это у тех Организаций, у кого есть прибыль. Аналогичное обращение ОООР ЖКК делало Председателю Правительства РФ Мишустину (размещено на сайте Объединения). Результат ноль. Какие новые возможные действия. Можно сделать массовое обращение профессионального сообщества к Президенту РФ по поводу того, чтобы Минстрой России сделал перечень всех обязательных законодательных требований к деятельности по управлению МКД и финансовый расчет по их обеспечению. Тогда будет о чем говорить.Если они его сделают, то будет обоснование явной финансовой не обеспеченности заявленных законодательных требований. Если нет — то деятельность УО равноценна меценатству. Позиция Борисова В.А. достойна похвалы. Да, в данной ситуации мы не обеспечены централизованными поставками средств индивидуальной защиты своих работников, антисептиками и другими расходными материалами. Пример, в Калужской области один литр антисептика стоит 1290 руб. Кстати до пандемии стоил 200. Маска стоила 5 руб. сейчас минимум 35. Каждый губернатор и мэры установили требования к УО по борьбе с вирусом такие, что даже наши военные, работавшие, а в Италии не смогли бы осуществить. А пока публичная власть переложила свои обязанности на УО.
    Нравится0